Таня и Тарас о проекте, природе, мире, любви и мечте
В эпоху интернета мы получили возможность общаться с людьми из любой точки не только страны, но и мира. Через аккаунты соцсетей мы наблюдаем за жизнью друг друга, вдохновляемся, обмениваемся мгновенными сообщениями. Но все это не заменит пары часов личного общения, когда можно смотреть в глаза, слышать друг друга, не просто разумом, но сердцем, и понимать, как долго ждали встречи.
Мы поговорили с друзьями из журнала "Sneznosti" о проекте, свободе, людях и поделились нашим понимаем что значит "Беречь Камчатку". С удовольствием публикуем интервью у нас в блоге.
Таня, я знаю, что проект «Береги Камчатку» родился после твоего переезда на полуостров, давай отмотаем немного назад и вспомним, как твоя жизнь кардинально изменилась?
Мой переезд связан с тем, что в моей жизни появился Тарас, а я – в его. До нашей встречи мы оба загадывали желания и просили у Вселенной найти человека, который бы понимал, поддерживал, вдохновлял. В то время мы оба жили в Москве, я работала и успешно строила карьеру, а Тарас учился и развивал бизнес. Впервые мы увидели друг друга на крупном бизнес-тренинге. После него мы уже не расставались. Но еще до того, как мы познакомились, Тарас решил возвращаться на Камчатку и развивать бизнес там. Но сначала мы поехали туда просто посмотреть, Тарас пригласил меня, никаких радикальных решений мы не принимали.
А потом ты решила остаться?
Мои представления о Камчатке, когда я туда ехала были весьма скромными. Да, конечно, я знала, что там вулканы, океан, природа. Но когда живешь в Москве, ты не слишком грезишь о просторах, мощи и силе природы, что есть на полуострове. Когда мы приехали туда, я все почувствовала и поняла, что хочу жить здесь, я как будто поймала мысль, что двигаюсь в правильном направлении. Знаешь, до нашего приезда, мне несколько месяцев снился океан, а когда мы были на Камчатке - перестал, он звал меня и я приехала. Все было правильно.
Что было самым сложным и непонятным в переезде?
Не могу сказать, что было очень сложно, ведь я была с Тарасом и чувствовала его поддержку и заботу все время. С работой тоже не было болезненных расставаний, я какое-то время еще работала удаленно, но в конце концов это стало затруднительно: разница во времени, мы постоянно куда-то выезжаем, стабильный интернет на Камчатке появился всего год назад. С московской карьерой я попрощалась, но мне нужно было найти себе занятие, ничего не делать я не умею. Искать работу в офисе было не лучшей идей из-за наших путешествий, поэтому я решила помогать Тарасу. Ездила с ним на работу, вникала, знакомилась с коллективом и спустя год, я уже смогла совместить свои навыки работы, полученные в Москве, профессиональные интересы и личную жизнь. Сейчас я работаю с персоналом в наших магазинах и кофейне.
Так как ты работаешь с людьми, знаешь их настроения, цели, предпочтения - скажи, в чем разница жизни в Москве и на Камчатке?
Могу точно сказать, что самая большая разница в людях, потому что говорить о разнице географических широт, климате и плотности населения - бессмысленно, это очевидные различия. Но все гораздо глубже, в сознании людей. Когда я жила и работала в Москве, большая часть людей в моем окружении были всегда активны, они много работали, путешествовали, занимались спортом и творчеством. Здесь же, люди живут как будто на время, как будто они в ссылке, сидят на чемоданах и вот-вот уедут, но большинство никуда не уезжает за пределы Камчатки годами, да и по области совершенно не путешествуют, не хотят. Отсюда, у большинства местных очень закрытое сознание. Мне порой страшно на собеседовании задавать вопросы типа: «Кем ты видишь себя через 5 лет?». Обычно даже молодые ребята теряются и не знают, как ответить, они об этом не думают, не мечтают. И это не перестает меня удивлять. Да, я понимаю, что до Камчатки не просто добраться, здесь нет такой инфраструктуры, как в Москве, но это ведь не должно быть мерилом. Здесь такая сила природы, здесь совсем другая жизнь, и ее надо жить. У меня обычно несколько встреч в месяц посвящено не какому-то корпоративному обучению или профессиональным тренингам, а разговорам за чашкой чая о том, чего хочет человек, как найти ресурсы для этого, как понять, что способен на многое.
Тебе не кажется, что это характерно не только для Камчатки, но и для других регионов? И многие уезжают в Москву, потому что считают, что только там есть жизнь и развитие. Например, у нас я тоже замечаю подобную тенденцию, и сама это проходила.
Да, пожалуй, так и есть, только понимаешь, жизнь и развитие они в душе и в голове, они не зависят от места, они зависят от собственного выбора, от сознания. Потому что степень открытости сознания определяет, как ты живешь, а не место жительства.
Согласна с тобой. И мне кажется с этими мыслями ты нарисовала свою первую открытку с медведем и надписью «Береги Камчатку»?
Да, все верно. Я нарисовала её и подарила ребятам из магазина Alliance Boardshop на Новый 2013 год. Меня просто поражало, что вся молодёжь вокруг говорила мне о том, что ловить тут нечего, скучно и надо срочно уезжать. А мне захотелось сказать им, что не надо себя сравнивать с кем-то, быть постоянно недовольным, лучше оглянуться вокруг и увидеть, в каком потрясающем месте мы живем. Открытка прижилась в магазине, и со временем стали приходить люди с желанием купить такую открытку или что-то еще с этим изображением. Это было для меня стимулом сделать первую партию футболок с медведем на сноуборде и надписью «Береги Камчатку».
Таня, а почему именно эти два слова? Что значит «Беречь Камчатку»?
Понимаешь, для меня беречь - это точно не убирать мусор за теми, кто забыл о ценности природы, это не давить на мораль и чувства долга. В этом проекте мне важно, чтобы люди научились произносить эти два слова, писать их, носить на одежде, сообщать своему близкому окружению. Чтобы человек сам подумал, осознал, чтобы этот импульс слов «Береги Камчатку» помог ему не просто узнать, а почувствовать другое отношение к природе. Знают-то многие, а вот любят и верят не все. А нам хочется, чтобы любили, верили и берегли.
Как ты пришла к такому пониманию?
Мне помогла природа Камчатки–красивая, чистая, дикая, живая, неизведанная. Ведь природе все равно, кто мы.Она всегда даёт нам прикоснуться к её удивительным творениям, ничего не прося взамен. Но мы часто забываем о значении и силе этого дара. Мы осознали, чего мы на самом деле хотим. Беречь. Друг друга, наши корни и природу, подаренную нам землей.
Таня, но я знаю, что помимо транслирования этой важной информации вы занимаетесь экологическими инициативами?
Мы сразу решили, что проект «Береги Камчатку» – это бизнес-проект, часть денег с продажи вещей, которые не идут на производство новых коллекций и развитие проекта будут отправлены на экологические инициативы Камчатского края. Это действия, которые поддерживают энергию изменений и тех трансформаций, которые мы несем. Но это не самоцель, «Береги Камчатку» – это не сбор денег, чтобы заполнить бреши. У нас другой посыл. Мы никогда не участвовали в экологических конкурсах, грантах, не просили выделить бюджет из администрации. Нам было важно, чтобы «Береги Камчатку» функционировал благодаря обычным людям. Поэтому потребовалось почти три года существования, чтобы найти проект, направленный на созидание. С начала 2018 года совместно с Кроноцким заповедником мы запустили кампанию в помощь сивучам. Сейчас мы собираем средства для строительства новых лежбищ на мысе Сигнальный. И теперь люди, которым важна эта идея могут перевести деньги в фонд заповедника, не покупая одежду, потому что в этом проекте мы уверены.
А сталкивались ли вы когда-нибудь с непониманием проекта? Опускались ли у вас руки во время работы?
Не помню, чтобы были какие-то негативные случаи, с которыми мы сталкивались. А вот моменты, когда опускались руки действительно пару раз были. Не буду вспоминать при каких обстоятельствах у меня возникали сомнения насчет проекта, но если честно посмотреть на эти ситуации – это всегда мои внутренние ограничения: усталость, сомнения, какая-то неуверенность в себе. Когда опускаются руки лучше всего посмотреть внутрь и работать над собой, тогда появляется и энергия и радость от того, что делаешь. И еще всегда очень помогает, когда против одного твоего сомнения – сотня отзывов от тех, кому небезразлично то, что ты делаешь.
Что остается самым сложным в работе над проектом?
Сейчас– это время! С нашим образом жизни, с нашими передвижениями постоянными, нам, наверное, нужно просто сесть и закрыться дома (или где-то еще) на месяц и работать. Очень много нюансов, много ветвей развития, много планов и не всегда удается всему этому выделить время. Думаю, это главная, и, пожалуй, единственная сложность в работе над проектом сейчас.
Где ты черпаешь вдохновение и энергию для проекта?
Как-то раз мы набрели на поляну, полную цветущих эдельвейсов и ирисов, это была красота! Конечно же, они в скором времени расцвели на одежде «Береги Камчатку». Когда я впервые попробовала серфинг, это было так круто, что я подумала: «Было бы здорово поставить на доску нашего приятеля-мишку!». Поэтому на все рисунки для проекта «Береги Камчатку» меня вдохновляет природа, и одно из самых потрясающих ее проявлений – животные. Когда встречаешь в дикой природе медведя, сивуча, касатку, даже маленькую евражку – это очень будоражит. Я не могу рисовать принты о природе, не бывая при этом там, сидя в офисе, я не умею так. Когда я занималась открытием кофейни Surf Coffee на Камчатке целый год, у нас вообще не было новых принтов. Тарас мне говорил: «Таня, надо что-то нарисовать, люди ждут, они хотят новых героев». А я так не могу, я не профессиональный дизайнер, иллюстратор, который занимается творчеством и зарабатывает этим деньги, он, наверное,может нарисовать на заказ, а я – нет. Но когда мы путешествуем, летим, например, в самолете, у меня всегда с собой блокнот и 8 часов спокойствия без рутинных дел и телефонных звонков, вот тогда я могу по 5 рисунков за раз выдавать. Что же касается развития проекта, меня вдохновляют люди. Сильный эмоциональный подъем наступает, когда я чувствую, что не одна на поле боя. Мне важны люди, которые помогают, поддерживают, хотят участвовать, кому близки наши идеи и взгляд на мир. Можно назвать это командой, в глобальном смысле. Я для себя поняла, что один в поле не воин, это правда. Для меня важнее идти долго и вместе, чем быстро и одному. А в жизни меня больше всего вдохновляет Тарас, он– мой двигатель. Я иногда теряюсь во времени, растекаюсь, а Тарас умеет меня вовремя собрать. И вообще, вот я тебе сама отвечаю на все вопросы, но я уверена, что Тарас не стал бы меня поправлять, мы одинаково смотрим на жизнь и такая поддержка– очень вдохновляет! Я знаю, что в моих действиях, он всегда за меня.
А кроме принтов и эмоционального посыла, чему еще для вас важно уделять внимание в проекте?
Конечно же качеству! Мы хотим, чтобы каждый человек, который получает нашу вещь, носил ее с удовольствием. С первого года проекта наши вещи начали заказывать люди, даже не живущие на Камчатке, а только путешествующие, или те, кто только мечтает побывать в этих удивительных местах– совсем не хотелось бы их разочаровать. Ткани мы заказываем в Европе и используем только экологические материалы. Наша краска абсолютно безопасна, логотип с мишкой изготовлен из экокожи, а бирка на задней части любой кофты или футболки из натурального сатина. Вся наша одежда отшивается только в России.
Таня, мало того, что одежда отшивается в России, она еще распространяется по всей России и проект «Береги» масштабируется, так ведь?
Проект «Береги» изначально был очень масштабным, он не был локальным, он про осознанное отношение к природе, к себе, ко всему, что окружает. Когда он родился, я не думала о том, что он должен остаться только на Камчатке. Может быть, это не заметно невооруженным глазом, но создавая «Береги Камчатку» я имела ввиду всю природу, а не только нашего края: «Береги Камчатку», «Береги Байкал», «Береги Алтай» и так можно продолжать, сколько угодно. Сейчас имея опыт развития проекта на Камчатке мы начали совершать шаги по «освоению новых территорий».
И уже сейчас готовится первая коллекция «Береги Байкал»?
Да, мы на это легко пошли. Познакомились с Ярославом Шураевым и он нам рассказал про ваше путешествие на Байкале. Я даже не помню, кто кому написал, но надо было понять, какие у вас планы, как вы понимаете проект, и вообще одной ли мы с вами крови. И когда я получила от тебя трогательное и близкое письмо про Байкал, я расплакалась, и уже тогда я влюбилась в вас заочно и пути назад не было. Так решилось, что на Байкале будет продолжение проекта «Береги». Мы не ставим себе цели запустить проект мгновенно, нам не главное сделать быстро, главное– осознанно. И полностью понимать друг друга.
А что для вас главное в сотрудничестве? И в людях?
Я думаю, честность в первую очередь и открытость. И конечно, общие цели и планы. А насчет людей, недавно я сделала для себя такой вывод, что главное в людях– это легкость и позитивный взгляд на жизнь. А для Тараса очень важно, чтобы люди были осознанаными, чтобы они жили и работали не только на внешний мир, а еще и на внутренний.
А что главное в жизни?
Это любовь и свобода. И здоровье. Ну и так невозможно остановиться: и близкие люди, и друзья, да все главное в жизни. Все. Но то без чего вообще никак нельзя в жизни– это здоровье, любовь и свобода.
Кроме бережного отношения к природе, вы пропагандируете путешествия. Расскажи про ваши любимые места на Камчатке, где должен побывать каждый?
Конечно, это Тихий океан, это мертвый лес на Толбачике, да все места очень красивые и по энергетике очень сильные. Это очень сложный вопрос! Мы приезжаем в одни и те же места в разные сезоны, с разной компанией и каждый раз мы удивляемся, как по-новому раскрывается природа. И мне всегда нравятся эти контрасты, например, когда идешь к вулкану, видишь только черную выжженную землю, а из под нее тепло идет, она живая, горячая. Или смотришь на ледник, а совсем рядом пар идет от горячих источников. Но важно не в какие именно места ты приезжаешь, важно с какими целями и с каким ощущением, в каком состоянии. Если ты хочешь почувствовать природу Камчатки и будешь открыт, то тебе понравится все. А если едешь для галочки, то возможно тебя вообще не зацепят места, которые нам дарят море вдохновения.
Таня, можешь ли ты сказать, что Камчатка стала для тебя родной?
Знаешь, я об этом раньше думала много, где мой дом, где мне хорошо. Я ведь родилась на севере Сибири, но никогда не чувствовала себя северным человеком, у меня даже кожа смуглая, южная. Потом училась в Уфе, тоже не говорила, что там мой дом, потом была Москва, где мне было хорошо и до сих пор хорошо, мы часто там бываем. Теперь я живу на Камчатке, но обожаю бывать в Черногории, там у нас с Тарасом была свадьба и для меня это место любви и силы. Среди всего этого круговорота мест, я поняла, что мой дом там, где Тарас, поэтому я легко согласилась на переезд, поэтому чувствую себя комфортно во всех наших путешествиях. Мое родное место – это там, где мой родной человек.
А ваши любимые места в мире с родным человеком?
Сейчас я могу сказать, что это – Черногория. Не потому что это лучшее место, нам очень хорошо и в Москве и на Камчатке, но просто Черногория – наше место силы. Это не значит, что мы считаем ее самой лучшей страной или не хотим посмотреть другие места, просто там именно нам очень хорошо. С ней у нас связано много приятных и теплых воспоминаний. Нам важно туда возвращаться.
Мечта, которой хотелось бы поделиться?
Моя мечта сейчас, если честно, жить на яхте, любоваться морем и идти в кругосветку с мужем. Эта свобода, когда ты ловишь ветер, когда твоя лодка идет под парусами, вся эта коммуникация со стихией– невероятно заряжает. В море ты узнаешь свои сильные и слабые стороны, по-новому открываешься сам себе и вся жизнь приобретает новый свет. Не смогу описать словами все те чувства, которые мы испытали и с которыми теперь хотим жить, поэтому еще мечтаю, чтобы каждый почувствовал это.
Знаешь, раньше я вообще очень боялась воды, пять лет назад я даже не могла нырнуть с пирса в воду, Тарас буквально меня уговаривал по полчаса. Я вроде как умела плавать, но все это вызывало у меня какой-то дикий стресс, у меня немела шея, меня пугало, если я не знаю, где дно, короче никакого удовольствия от воды я не испытывала. Два года назад в Черногории я научилась плавать благодаря подруге, которая раньше занималась плаваньем и она посоветовала мне расслабиться. Как-то это сработало. Сейчас я могу плавать, лежать на воде сколько угодно и чувствовать себя очень комфортно. Когда побеждаешь какой-то страх, ты становишься намного свободнее, ты начинаешь мир воспринимать не через призму страха, а через призму удовольствия.
Сейчас я могу нырнуть с яхты в море, где глубина 30 метров и лежать на воде одна с закрытыми глазами или купаться ночью. Теперь я обожаю любые водные процедуры, вода– моя сила, моя энергия. Но до начала шкиперского обучения я все равно еще боялась ветра, скорости, крена яхты, думала мне будет некомфортно в закрытом пространстве. Но в процессе я столько преодолела и каждый раз мне нравилось все это с новой силой, я просто приросла к яхте, я поняла, что могу там жить, что испытываю удовольствие от скорости, от морского ветра в лицо. Я поняла, что я могу гораздо больше, чем я думаю. После долгого взаимодействия со стихией все твои мелкие неурядицы кажутся быстро решаемыми. И так оно и есть.
Тарас всегда с большой любовью относился к яхтингу, у него при виде парусников бабочки в животе, я же, наоборот, думала, что очень далека от этого, что это мужская, экстремальная история, не для девочек. А сейчас уверенно говорю– для девочек! И теперь на одного влюбленного в паруса в нашей жизни стало больше, теперь нас стало двое. И мы придумываем, как уйти в настоящее кругосветное путешествие, не на 2 месяца сплавать и вернуться, а по-настоящему на год, может быть. Потому что такой образ жизни не сравнится ни с чем и мы мечтаем это почувствовать.
А еще у Тараса мечта вырастить сына. Здорового, талантливого, умного и любящего. И если когда-нибудь нам будет дан ребенок, я бы хотела, чтобы он рос под парусами. Читал ветер, карты, обожал моря и океаны. Ориентировался в мире и смотрел на него масштабно. Мне кажется в море у человека прямая связь с космосом.